Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и согласно статье 2 пункту 6 нового закона «Об образовании» представляют собой «совокупность обязательных требований к образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
Образовательная программа – это новый термин в образовании. Образовательная программа начального общего образования отражает многие процессы жизни общества.
Гуманизация. Она предполагает, что основным смыслом педагогического процесса становится развитие ребенка. Мера этого развития выступает как мера качества труда учителя и школы в целом.
Демократизация образования и, прежде всего, на уровне обучения: выбор учеником своей траектории развития, участие в управлении всех педагогических процессов.
Гуманитаризация, связанная с поворотом знаний от технократической к целостной картине мира.
Дифференциация и индивидуализация обучения, обеспечивающая развитие ученика в соответствии со своими склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип через внешнюю и внутреннюю дифференциацию, а также путем создания условий для обучений по индивидуальным программам.
Развивающий характер образования, реализуемый через деятельность каждого ученика в зоне его ближайшего развития. Именно этот подход должен стать основой организации учебного процесса в школе.
Непрерывности образования. Она требует связи всех ступеней образования в школе и подготовки учащихся к продолжению образования после ее окончания, что требует воспитания и развития познавательных интересов и сформированных умений.
Инновационность образования реализуется путем перевода школьного коллектива в поисковый режим деятельности на основе разработки и использования новых педагогических технологий.
Системность. Образовательная программа должна представлять собой систему высокого уровня целостности: все компоненты в ней должны быть взаимосвязаны и взаимозависимы.
Управляемость реализацией образовательной программы предполагает постоянное её регулирование и коррекцию на основе мониторинга.
Такой подход является основой для возникновения качественного образовательного процесса в школе.